Последние документы
Путешествие в историю
01.11.2021
К сожалению, не все памятники усадьбы «Суханово» дожили до наших дней. Попробуем представить, как могла выглядеть хорошо знакомая усадьба в период своего расцвета — 200 лет назад.

Напротив главного дома, к самой воде спускалась каменная лестница, по краям которой сидели два мраморных сфинкса, установленных в первой половине XIX века. Рядом со сфинксами была оборудована купальня. Там же, по одной из версий, у маленького рукотворного прудика, печально склонившись над разбитым кувшином, сидела несчастная дева, позже переехавшая к Мавзолею. До нас дошла уникальная фотография 1906 года, на которой оказались запечатлены Сухановские сфинксы. В 1910 году статуи сильно пострадали от вандалов, и их перенесли к северному крыльцу главного дома, что также запечатлено на фотографии. Дальнейшая судьба мифических стражников усадьбы неизвестна.

В 1826 году на берегу пруда в память об ушедшем из жизни императоре по приказу Светлейшего князя Петра Михайловича Волконского был воздвигнут обелиск, увенчанный двуглавым орлом. Обелиск располагался за каскадом малых прудов, где сейчас находится небольшая живописная полянка (за бетонным забором). Памятник императору был снесен после Революции как наследие царизма. В свое время была популярна легенда, согласно которой памятник был сброшен в самый центр пруда. Очистка водоема в середине XX века опровергла этот миф.

На поляне возле места, где сейчас располагается пристань, раньше стоял небольшой, но изящный чайный домик или, как его называли, птичник. Летом в центральной комнате с открытой полуротондой подавался чай, а в двух боковых комнатах жили диковинные птицы. Напротив чайного домика стоял памятник императрице Елизавете Алексеевне — супруге Александра I.

Главный дом усадьбы многократно перестраивался как до Революции, так и после нее. Первоначально он был воздвигнут в XVIII веке. По бокам от дома располагались два флигеля, соединенные с ним, по всей видимости, открытыми колоннадами. При этом западный флигель соединялся переходом с небольшой, но изящной церковью Рождества Богородицы, расположенной к северу от него и построенной в стиле барокко. Некоторые исследователи приписывают ее авторство знаменитому архитектору того времени — Матвею Казакову. К началу XX века все переходы между зданиями были переделаны в закрытые. После Революции церковь была снесена. Переход в восточный флигель разобрали, превратив его в самостоятельное здание — «кошкин дом». А западный флигель окончательно сросся с дворцом.

Мавзолей (церковь Святителя Димитрия Ростовского), воздвигнутый в память о герое Отечественной войны 1812 года Д.П. Волконском, раньше тоже выглядел совсем иначе. В соответствии с замыслом выдающегося архитектора Доменико Жилярди или его талантливого ученика Афанасия Григорьева мавзолей обрамляла полукруглая колоннада, в середине которой располагалась трехъярусная колокольня. Над портиком неоштукатуренного здания, из красного кирпича красовались две крылатые фигуры Победы. При реконструкции здания в середине XX века колоннада и колокольня были разобраны, флигеля надстроены до двух этажей и соединены переходами с центральной ротондой, а на месте колокольни был выстроен кухонный корпус.

Выстроенные еще при Алексее Мельгунове в конце XVIII века дом священника (красный дом с башенками, где сейчас располагается администрация) и дом управляющего (полуразрушенное здание в виде замка) раньше выглядели еще экзотичнее. Об этом можно судить по дошедшим до нас фотографиям начала прошлого века. Благодаря ограде с башенками и воротами, соединяющей служебные корпуса, подъездная аллея усадьбы походила на улицу средневекового города. По всей видимости, башенки со временем обветшали, а восстанавливать их уже никому не захотелось.

Этот интересный павильон в форме буквы «П» располагался в самой глубине парка, на уже не существующей аллее, шедшей от главного дома к верхнему (третьему) пруду каскада. Его авторство также приписывают Д.Жилярди или А.Григорьеву. До нас дошли две фотографии, на которых «храм уединения» находится уже в весьма плачевном состоянии.
Помимо перечисленных объектов на территории усадьбы существовало еще много зданий и малых архитектурных форм, представляющих исторический интерес. Среди них — статуя Венеры, украшавшая беседку-ротонду, водяная мельница на плотине, летние горки для катания на правом берегу Гвоздни (так раньше называли Гвоздянку) и множество построек хозяйственного назначения.

К сожалению, не все памятники усадьбы «Суханово» дожили до наших дней. Попробуем представить, как могла выглядеть хорошо знакомая усадьба в период своего расцвета — 200 лет назад.
- Сфинксы

Напротив главного дома, к самой воде спускалась каменная лестница, по краям которой сидели два мраморных сфинкса, установленных в первой половине XIX века. Рядом со сфинксами была оборудована купальня. Там же, по одной из версий, у маленького рукотворного прудика, печально склонившись над разбитым кувшином, сидела несчастная дева, позже переехавшая к Мавзолею. До нас дошла уникальная фотография 1906 года, на которой оказались запечатлены Сухановские сфинксы. В 1910 году статуи сильно пострадали от вандалов, и их перенесли к северному крыльцу главного дома, что также запечатлено на фотографии. Дальнейшая судьба мифических стражников усадьбы неизвестна.
- Памятник-обелиск Александру I

В 1826 году на берегу пруда в память об ушедшем из жизни императоре по приказу Светлейшего князя Петра Михайловича Волконского был воздвигнут обелиск, увенчанный двуглавым орлом. Обелиск располагался за каскадом малых прудов, где сейчас находится небольшая живописная полянка (за бетонным забором). Памятник императору был снесен после Революции как наследие царизма. В свое время была популярна легенда, согласно которой памятник был сброшен в самый центр пруда. Очистка водоема в середине XX века опровергла этот миф.
- Чайный домик («птичник») и памятник Елизавете Алексеевне

На поляне возле места, где сейчас располагается пристань, раньше стоял небольшой, но изящный чайный домик или, как его называли, птичник. Летом в центральной комнате с открытой полуротондой подавался чай, а в двух боковых комнатах жили диковинные птицы. Напротив чайного домика стоял памятник императрице Елизавете Алексеевне — супруге Александра I.
- Церковь Рождества Богородицы

Главный дом усадьбы многократно перестраивался как до Революции, так и после нее. Первоначально он был воздвигнут в XVIII веке. По бокам от дома располагались два флигеля, соединенные с ним, по всей видимости, открытыми колоннадами. При этом западный флигель соединялся переходом с небольшой, но изящной церковью Рождества Богородицы, расположенной к северу от него и построенной в стиле барокко. Некоторые исследователи приписывают ее авторство знаменитому архитектору того времени — Матвею Казакову. К началу XX века все переходы между зданиями были переделаны в закрытые. После Революции церковь была снесена. Переход в восточный флигель разобрали, превратив его в самостоятельное здание — «кошкин дом». А западный флигель окончательно сросся с дворцом.
- Колоннада вокруг Мавзолея и колокольня

Мавзолей (церковь Святителя Димитрия Ростовского), воздвигнутый в память о герое Отечественной войны 1812 года Д.П. Волконском, раньше тоже выглядел совсем иначе. В соответствии с замыслом выдающегося архитектора Доменико Жилярди или его талантливого ученика Афанасия Григорьева мавзолей обрамляла полукруглая колоннада, в середине которой располагалась трехъярусная колокольня. Над портиком неоштукатуренного здания, из красного кирпича красовались две крылатые фигуры Победы. При реконструкции здания в середине XX века колоннада и колокольня были разобраны, флигеля надстроены до двух этажей и соединены переходами с центральной ротондой, а на месте колокольни был выстроен кухонный корпус.
- Готические башни служебных корпусов

Выстроенные еще при Алексее Мельгунове в конце XVIII века дом священника (красный дом с башенками, где сейчас располагается администрация) и дом управляющего (полуразрушенное здание в виде замка) раньше выглядели еще экзотичнее. Об этом можно судить по дошедшим до нас фотографиям начала прошлого века. Благодаря ограде с башенками и воротами, соединяющей служебные корпуса, подъездная аллея усадьбы походила на улицу средневекового города. По всей видимости, башенки со временем обветшали, а восстанавливать их уже никому не захотелось.
- Павильон «храм уединения»

Этот интересный павильон в форме буквы «П» располагался в самой глубине парка, на уже не существующей аллее, шедшей от главного дома к верхнему (третьему) пруду каскада. Его авторство также приписывают Д.Жилярди или А.Григорьеву. До нас дошли две фотографии, на которых «храм уединения» находится уже в весьма плачевном состоянии.
Помимо перечисленных объектов на территории усадьбы существовало еще много зданий и малых архитектурных форм, представляющих исторический интерес. Среди них — статуя Венеры, украшавшая беседку-ротонду, водяная мельница на плотине, летние горки для катания на правом берегу Гвоздни (так раньше называли Гвоздянку) и множество построек хозяйственного назначения.