Последние документы
Не пришла платежка? Платить все равно придется!
05.10.2019

Верховный суд РФ принял важное решение по оплате квитанций ЖКХ, согласно которому ответственность теперь перекладывается на плечи собственников жилья. Речь идет о ситуациях, когда управляющая компания по той или иной причине не присылает собственнику жилья квитанцию на оплату коммунальных услуг.
Иногда, например, из-за возникшего сбоя квитанции просто не доходят до владельца квартиры. Собственник жилья при этом рассуждает в свою пользу: раз квитанции нет, то и платить за коммуналку не нужно. Представители ресурсной компании, конечно же, с этим не согласны, поэтому они обращаются в суд. Суды низших инстанций при этом не всегда встают на сторону собственника, и решения выносятся самые разные. Однако недавно точку в этом вопросе поставил Верховный суд РФ.
Во-первых, суд согласился с мнением нижестоящих судов, что само по себе отсутствие квитанций не снимает с собственника жилья обязанностей по оплате коммунальных услуг. Такой вывод суд сделал на том основании, что обязанности по оплате прямо предусмотрены законом, то есть возникают в силу закона, а не в силу того, что собственникам приходят квитанции.
Во-вторых, суд указал, что добросовестный собственник должен либо самостоятельно рассчитать размер платы за коммунальные услуги, либо обратиться в управляющую организацию за квитанцией. Важно то, что суд применил принцип добросовестности, который для гражданских отношений является базовым и закреплен в статье 1 Гражданского кодекса. Надо помнить, что добросовестность участников оборота предполагается, пока не доказано иное. Поэтому если не пришла квитанция, то лучше обратиться в управляющую организацию. Отказаться платить за ЖКУ только потому, что не пришла квитанция, нельзя.
Иногда, например, из-за возникшего сбоя квитанции просто не доходят до владельца квартиры. Собственник жилья при этом рассуждает в свою пользу: раз квитанции нет, то и платить за коммуналку не нужно. Представители ресурсной компании, конечно же, с этим не согласны, поэтому они обращаются в суд. Суды низших инстанций при этом не всегда встают на сторону собственника, и решения выносятся самые разные. Однако недавно точку в этом вопросе поставил Верховный суд РФ.
Во-первых, суд согласился с мнением нижестоящих судов, что само по себе отсутствие квитанций не снимает с собственника жилья обязанностей по оплате коммунальных услуг. Такой вывод суд сделал на том основании, что обязанности по оплате прямо предусмотрены законом, то есть возникают в силу закона, а не в силу того, что собственникам приходят квитанции.
Во-вторых, суд указал, что добросовестный собственник должен либо самостоятельно рассчитать размер платы за коммунальные услуги, либо обратиться в управляющую организацию за квитанцией. Важно то, что суд применил принцип добросовестности, который для гражданских отношений является базовым и закреплен в статье 1 Гражданского кодекса. Надо помнить, что добросовестность участников оборота предполагается, пока не доказано иное. Поэтому если не пришла квитанция, то лучше обратиться в управляющую организацию. Отказаться платить за ЖКУ только потому, что не пришла квитанция, нельзя.